Образованному средневековому человеку история представлялась гораздо более логичной и стройной, чем нам сейчас. У неё были конкретные начало и конец — она разворачивалась от сотворения мира до Второго пришествия. Между описанными в Библии событиями и реальностью за витражным окном существовала очевидная связь. Список римских пап начинался апостолом Петром, а его преемников можно было перечислить поимённо одного за другим вплоть до нынешнего понтифика. По всей Европе блуждали реликвии вроде щепки креста, на котором был распят Иисус и гвоздей, которыми Его к кресту приколачивали (мы делали об этих реликвиях целый спецпроект — altaaetas.media/easter). Правда, подсчёт количества гвоздей приводит к неожиданным выводам о количестве рук у Христа, но мало кто тогда это замечал. Сам факт существования этих реликвий доказывал правдивость христианской версии мироустройства. В итоге, христианское Средневековье жило в ожидании Второго пришествия, когда настанут конец истории, начало вечного счастья праведников и вечного мучения грешников. Богословы стремились предсказать время наступления конца света как можно точнее, штудируя откровения святых и составляя многочисленные пособия о том, как оказаться в числе праведников и не пролететь с вечным счастьем. Одним из таких пособий было произведение «Сумма короля», созданное в XIII веке монахом-доминиканцем Лораном Орлеанским. Это название, правда, не отражает суть трактата, а только указывает, что он написан по королевскому заказу. Ближе к содержанию другое наименование — «Сумма грехов и добродетелей», под которым трактат в дальнейшем и переиздавался. Сумма — популярный в то время жанр, который подразумевал, что труд содержит как можно более полное перечисление заявленных в названии вещей. С такой книгой было удобно сверяться, совершая тот или иной поступок. А ещё она была с картинками. Неисчерпаемым источником вдохновения для иллюстрации подобного рода произведений служила последняя книга Нового Завета — «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Иоанн описал, как отправился в пещеру, где провёл без еды в постоянной молитве двадцать дней и, как следствие, получил от Иисуса откровение. Из откровения выяснялось, что прежде, чем Иисус вернётся в мир, на земле произойдёт страшный Апокалипсис. Оголодавший Иоанн изложил довольно страшную фантасмагорию. Апостол был вознесён к небесам, прямо к сидящему на престоле Богу, которому без передышки поклонялись двадцать четыре старца-пресвитера и четверо животных — лев, телец, орёл и нечто с человеческим лицом. У каждого было по шесть крыльев и внутри (!) они были «исполнены очей». Возникла книга с семью печатями, и, медленно снимая по одной, Иисус демонстрировал Иоанну разные ужасы: от всадников, несущих миру бедствия, до восстающих мертвецов и падения звёзд на землю. Когда с печатями было покончено, ужасы принялись демонстрировать трубящие ангелы, затем коротко промелькнула жена, облачённая в солнце, которую преследовал красный дракон, а потом произошло следующее: «и стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва». Сразу не скажешь, но это и есть описание помпезного чудовища с картинки. Ноги как у медведя в кадр, к сожалению, не попали, а богохульных имён автор миниатюры целомудренно решил воздержаться. Зато вы можете насладиться точностью передачи художником «пасти, как у льва». Чудище в христианской традиции получило короткое запоминающееся название «Зверь, вышедший из моря». Как и большинство из увиденного Иоанном, Зверь оброс толкованиями. Наибольшую популярность получило мнение, что он олицетворяет Римскую империю. Миниатюра создана в XV веке для одного из переизданий «Суммы». Портрет Зверя, вышедшего из моря здесь разместили после рассказа о семи смертных грехах. Почему? Потому. Ещё в XV веке написана «Тайная вечеря» да Винчи. Как думаете, почему шедевром живописи стала она, а не эта иллюстрация? Автор миниатюры, наверное, думал также, поэтому не подписался. Поддержите «Высокое Средневековье», если вам нравится читать нас, и вы хотите, чтобы новые спецпроекты, тесты, разборы мемов, конспекты и подборки выходили чаще: altaaetas.media/donate. Об авторе «Суммы» Лоране Орлеанском есть небольшая статья на сайте университета Огайо (goo.gl/z7Rn7k), а полистать трактат можно на сайте Национальной библиотеки Франции (goo.gl/Yeuivh).